Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Цели:
1.    создать условия для ознакомления учащихся со способом образования деепричастий совершенного вида,
2.    ознакомить с порядком морфологического разбора деепричастия;
3.    развить умения определить стиль текста по его признакам,
4.    воспитать уважения к труду.
I. Организационный момент.
Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).
II. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка упр. 150 и 151. Устный ответ «Что я знаю о деепричастии» (примеры по цепочке).
- В каком стиле приготовлено сообщение? Назовите его признаки.
III. Объяснение нового материала.
Анализ материала, помещенного в таблице параграфа 34.
- От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?
- В какой форме стоят исходные глаголы?
- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида?
IV. Закрепление изученного.
1.    Выполнить упражнения 152, 153.
2.    Прочитайте текст. Определите его тему, главную мысль, озаглавьте.
Определите стиль речи, тип текста, назовите его приметы. Выпишите деепричастия, определите их вид, образуйте от них деепричастия другого вида.
После тяжелой, суровой зимы вышли под весеннее солнце пахари, старые и молодые, не жалея сил и труда, вспахали отогревшуюся землю и засеяли ее, разрыхленную, чистыми семенами, доверяя природе, благодатному ее теплу, свету все свои надежды. Вот скоро семена пустят корни, проклевываясь стебельками, высовываясь листьями. Дадут богатый урожай… Порукой их доверию было жаркое в небе солнце, буйное весеннее ликование, охватившее все живое вокруг. Вместе с травами, цветами и пестрым роем бабочек, щебечущими птицами радовался и пахарь. Ему казалось, что впереди ждут его дни, такие же яркие, как это весеннее празднество. Светлые полосы всходов пшеницы, овса, темные клинья не расцветшей еще гречихи на обширных полях радовали пахаря, делая его чувства глубже, весомей. Он верил, что так же, как пришла за суровой зимой весна, так и за сумрачным прошлым наступит ясная, счастливая жизнь…(Г. Ибрагимов.)
3. Произвести морфологический разбор одного деепричастия несовершенного вида и одного деепричастия совершенного вида, пользуясь схемой разбора, данной в параграфе 35. (Работа под наблюдением учителя).
4. Выполнить упражнение 162 (комментированно по цепочке.)
V. Домашнее задание:
1 гр. Подготовить связный рассказ о деепричастии, используя контрольные вопросы на с. 75.
2 гр. Выполнить морфологический разбор двух деепричастий разного вида.
3 гр. Подобрать из учебника по литературе три предложения с деепричастным оборотом, выполните его синтаксический разбор.
Уроки 5,6. Повторение изученного о деепричастии.
Цели:
1.    Создать условия для систематизации и обобщения сведений о деепричастии и деепричастном обороте, отработки умения правильно использовать деепричастия в речи;
2.    развитие умения определять стиль речи, тип текста,
3.    воспитание уважения к труду.
I. Организационный момент.
Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).
II. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка в 1 и 3 группе, 2 гр. связный рассказ на тему «Деепричастие»
III. Редактирование текста.
Упражнение 136.
IV. Осложненное списывание.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выберите из скобок нужные деепричастия.
1. Я жил (не)дорослем (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Однажды осенью матушка в..рила в гости(н,нн)ой медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипуч.. пенки. 3.(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я увидел что буря утихла. 4. (Приезжая, приехавши) в Оренбург я прямо явился к генералу.
V. Морфологический разбор деепричастий.
Из предыдущего упражнения выбрать 2 деепричастия и сделать их морфологический разбор.
VI. Тренировочные упражнения.
Упражнение, способствующее осознанному употреблению деепричастий в речи.
Заменить деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Записать предложения с нужными знаками препинания. Объяснить различия в значении предложений.
1. Я подошел к калитке и увидел игравших в саду детей. 2. Калитка открылась и противно скрипнула. 3. Листья падали на землю и одевали ее легким покрывалом. 4. Ребенок засмеялся и потянулся к игрушке.
VII. Изложение – миниатюра. (По упражнению 158)
Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте. Определите стиль речи и тип текста, назовите его приметы. При написании изложения использовать деепричастные обороты.
Задание: подчеркнуть деепричастные и причастные обороты как члены предложения.
VIII. Домашнее задание: упражнение 168, выполнить морфологический разбор двух деепричастий их упражнения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий